Дмитриев день

У восточных славян Дмитриев День отмечал завершение осеннего брачного сезона, т.к. только до этого дня (в преддверии рождественского поста и последующих праздников) можно было засылать сватов. «Святы Змiцер — ён на ycix xiцep: салады салодзiць, пiва робiць, сыноу жэнiць, дачок выдаець»; «До Дмитра дивка хитра, а по Дмитри хоч за старця, аби не остаться». В канун Дмитриев День отмечали Дмитровскую субботу, на которую приходились основные осенние поминки по умершим (см. «Деды»).

Следующий за Дмитриевим Днем день св. Нестора у болгар и сербов принадлежал к «мышиным» праздникам. В Лесковачкой Мораве в сам Дмитриев День совершалось ритуальное изгнание мышей. У сербов Косова Поля 27.X/9.XI, в день, называемый «слугой святого Димитрия», запрещалось открывать сундуки, чтобы у змей не раскрывались пасти. В некоторых регионах Дмитриев День связывался с волчьей темой. У восточных славян считалось, что с Дмитриева Дня до весеннего Юрьева дня «волки распущены» и потому нападают на скот. К Дмитриеву Дню приурочены запреты шить, кроить полотно, прясть, ткать, чесать шерсть, работать со скотом, чтобы избежать нападения волков на овчаров и на стадо.


Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *