Дивьи люди

Дивьи люди, дивовища — так назывались у русских книжников допетровской Руси дивные, чудные, зверообразные, баснословные народы или люди, жившие, будто бы, в Индии и в других отдаленных странах, как, например, пигмеи, великаны, люди с хвостами, с песьей головой, об одном глазе, без головы и с лицом на груди, с большими ушами, которыми могут прикрываться, когда спят; об одной ноге, с такой большой ступней, что могут заслоняться ею от солнца, и т. п. Рассказы о подобных уродливых людях можно встретить еще и теперь у многих дикарей в Африке, Америке, Сибири; с давних пор они были в ходу на Востоке, особенно в Индии и Персии.

Ктезий, греческий врач, живший при персидском дворе в VI в. до Р. Х., собрал большое число таких рассказов в своем сочинении об Индии; позже число их еще увеличилось, благодаря Мегасфену, бывшему послом в Индии при преемниках Александра Македонского. Подобные рассказы ходили с давних пор и у греков; у Гомера мы находим известия о пигмеях, живущих у истоков Нила и сражающихся с журавлями, о великанах-людоедах лестригонах и др. Геродот, посетивший в V в. до Р. Х. эллинские колонии на сев. берегах Черного моря, собрал там новые рассказы — об аримаспах (с одним глазом), о плешивых агриппеях, о неврах, превращающихся в волков, и т. д. Более осторожные и скептические писатели классической эпохи смеялись над такими рассказами и считали их продуктами фантазии; но другими (Плиний) они повторялись и особенно пришлись по вкусу средневековым компиляторам.

Многие отцы церкви тоже интересовались известиями о таких людях и обсуждали вопрос — считать ли их настоящими людьми, происшедшими от Адама и имеющими душу, или животными, представляющими только некоторое подобие человека. В течение средних веков появилось несколько литературных произведений, в которых рассказы о Дивьи людях занимали одно из главных мест. Таковы: «Александрия», или повесть об Александре Македонском, в которой описывались подвиги Александра и его победы над разными народами Востока, «Сказание или Послание об Индии богатой», в котором описывались удивительные произведения и чудные звери и люди этой страны; «Книга Чудес» («Livre des Merveilles»); «Луцидариус», или «Просветитель», с разными научно-популярными сведениями того времени; многие энциклопедии и т. д.

Торговые сношения с отдаленными странами Востока и путешествия туда миссионеров и торговцев еще более способствовали распространению подобных рассказов, принимавшихся без критики и соответствовавших духу времени. Появились и изображения таких Дивьих людей, на миниатюрах различных рукописей, а некоторые образы таких дивовищ тесно сплелись с христианскими легендами, например: о племенах Гог и Магог, которые «заклепаны» Александром Македонским, но явятся при конце мира для истребления человечества; о «псиголовцах», которые будут играть роль при Страшном Суде; о мученике Христофоре с песьей головой, «из страны человекоядец» и т. п.

Известия о Дивьи народах мы встречаем у Марко Поло, у Одерико де Парденоне, и в особенности у Мандевиля (XIV в.), рукописные описания действительных и мнимых путешествий которого часто украшены массой миниатюр, с изображением чудных стран, зверей и людей. Сведения о таких людях находятся также в надписях и изображениях на многих картах, например, так называемой Каталанской, 1375 г., Фра-Мауро, XV в., и др. Позже, в XVI в., те же известия переходят в космографии (например, Себастьяна Мюнстера, выдержавшую массу изданий) и продолжают повторяться в них и в XVII в. В XVIII веке большая часть их исчезает, но зато путешественниками доставляются другие (о человекоподобных обезьянах и т. п.), приводимые многими писателями, например, де Маллье, даже Линнеем и другими натуралистами.

Некоторые известия подобного рода, например, о хвостатых людях, продолжают появляться изредка и в нынешнем столетии, даже, можно сказать, до последнего времени. В Россию известия о Дивьи людях пришли с Запада, через посредство Византии, югославянских стран, позже — Польши, а также из зап. космографий. Известно несколько экземпляров «Книги о Христе» (христианской топографии), Козьмы Индикоплова, «Александрии» и «Луцидария» в русском переводе, украшенных лицевыми изображениями дивовищ; некоторые из них перешли в лицевые апокалипсисы, в картины Страшного Суда и т. д. Насколько интересовались наши предки подобными известиями, видно из того, что последние входили неизменно в так называемые «Азбуковники», или толковые словари, а иногда и выбирались из словарей в отдельную статью: «О людях дивных».


Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.