Дерево

В основе многих поверий и обрядов лежат представления о тесной связи между человеком и ДЕРЕВОМ, о соотнесённости их судеб и жизненных этапов. Ср., в частности, запреты рубить определённые породы деревьев, обусловленные верой в то, что ДЕРЕВО, как и человек, должно умереть само:  Топором рябину нельзя сечь — пока не засохнет сама своею смертью. ДЕРЕВО (как и растение вообще) соотносится с человеком по внешним признакам: ствол соответствует туловищу, ветки — рукам или «детям», сок — крови и т.п. Есть «мужские» и «женские» деревья (ср.«береза» — «березун», «дубица» — «дуб»)и по форме (у «берёзы» ветки распускаются в сторону, у «березуна» — вверх). При рождении ребёнка для него сажают ДЕРЕВО, веря, что ребёнок будет расти так же, как развивается ДЕРЕВО; соответственно высохшие или вывороченные с корнем ДЕРЕВЬЯ предвещают человеку смерть. Вместе с тем, в некоторых поверьях рост ДЕРЕВА вызывает истощение человека и приводит к его гибели. У восточных славян не разрешалось сажать у домов крупные ДЕРЕВЬЯ (дуб, каштан, ель), т.к. считалось, что если ДЕРЕВО перерастёт посадившего его человека, то он умрёт, а если перерастёт дом — то умрёт хозяин или погибнет вся семья. У южных славян запрещалось сажать орешник, т.к. верили, что как только его ствол сравняется по толщине с шеей человека, ею посадившего, или орех даст первые плоды, человек умрёт.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *