Демон

Замечаемое в жизни отдельных людей преобладание благополучия или несчастия привело религиозную мысль к новому видоизменению идеи Демона – к представлению особого Демона, который при самом рождении дается человеку на всю его жизнь и своим характером определяет его судьбу. Счастливый человек есть тот, который получил при рождении доброго Демона Представить нравственное оправдание этой противоположной судьбы было одною из задач греческих мистерий; ясный отголосок их учений мы находим у великих трагиков. У Эсхила большую роль играет Демон мститель (alastor - не забывающий); он имеет не личный, а родовой характер, его действием потомки становятся и жертвами, и мстителями за грехи предков, проявляя нравственную солидарность поколений. Во множ. числе alastoreq называются у того же поэта богини мщения и искупления эриннии – эвмениды, рожденные (по Гесиоду) из крови оскопленного своим сыном Кроноса. По реально-мистическому объяснению Павзания alastor есть призрак умершего от преступления, привязывающийся к дому или роду виновных и неотступающий до умиротворения или отмщения обиды. Эврипид (в Алькесте) олицетворенную смерть называет господином демонов, при чем схолиаст ссылается на общее мнение что мертвецы и Демоны – одно и то же.


Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *