Чернобог и Белобог – архетипы, характеризующие универсализм того или иного бога. Лишь очень древние и высшие боги могут на одном акте истории выступать как белобоги, а на другом – как чернобоги.
Вот свойства этих двух архетипов, выявленные в работах И.Белкина (Д.Громова), А.Платова., Д.Гаврилова:
- Белый бог, как и Черный бог, – это прабоги, боги старшего поколения.
- Белый и Черный боги – это соперники, первый обладает атрибутами белизны или Света, но второй есть хтонический персонаж, такой что кроме черноты под землей ему подчинена чернота на земле и чернота на небе.
- Черный бог связан со смертью и миром мертвых, ему подчиняются некоторые человекоподобные существа, ответственные за Тьму. Белый бог, напротив, противостоит миру мертвых и смерти.
- К миру Черного бога относятся животные – ворон, волк или пес, и змей (выезжающий из (из-за) воды) – как ипостаси Черного бога или проявления, подвластные Ему. Белый бог зооморфически связан с благородными птицами (орел, сокол, ястреб), скотом (бык или корова, тур, олень) и противостоит змею.
- Иногда Белый бог обладает подчеркнуто светлым (зорким) взглядом, а Черный бог частично или полностью "слеп", темен. Нельзя сказать, что баба-яга или Вий, отец Святогора – слепы в буквальном смысле.
- Белый бог в той же степени, как и Черный бог, связан с зарождением новой жизни и судьбой.
- Блага в мире от Белобога: Белый бог – просветитель, он добывает и дарит людям и иным богам знания; Белый бог является в наш мир из своего мира, чтобы совершенствовать его. Вред в мире от Чернобога.
- Иногда Белый бог ассоциируется с молодостью (а Черный бог – со старостью), и тогда их встреча – это испытание Белого Черным, а Света – Тьмой. В этом соперничестве с Черным богом Белый бог обретает целостность и снимает собственную ущербность.
- Белый бог участвует в творении Мира, либо препятствует порче мира. Чернобог в не меньшей степени занят при создании Мира, либо портит только что созданный мир.
Иггельд
Добавить комментарий