Бродники

Источники сообщают о длительных союзных отношениях бродников и татар. И до битвы на Калке и после нее. Об аланах, поставленных татарами обслуживать переправы сообщили Плано Карпини и Вильгельм Рубрук. Оба — 13 век на Днепре и на Дону. Бродники входили в сформированные татарами боевые отряды — прообразы казачества.

Источники почти всегда упоминают бродников в одном ряду с половцами. Уже поэтому можно предполагать их взаимосвязанность (как и у русских князей с половцами).

Обозначение « бродники» — четко указывает по меньшей мере на их русскоязычность. На это же указывает имя их воеводы Плоскыни (если оно не русифицировано летописью) и алана Михея, начальника селения близ Канова (Канева?) на Днепре.

Аланы как и славяне — ираноязычны, живут на одной территории, исповедуют православие. Возможно их сближают образ жизни и род занятий. Предположительно аланы, славяне и бродники могут рассматриваться как близкая этническая общность, прообраз русского этноса.

Таким образом, русскоязычный и православный субстрат можно рассматривать как основной в среде бродников .

В состав бродников могли входить «реликты» хазар, булгар, мадьяр времен Леведии, другие этнические общности Подоная и Подонцовья.

Еще дальше идет М. Грушевский, называя бродников: «...сі степові бродники, українська людність Чорноморя...» (Історія України-Руси, т. VII. С.75).

Ареал расселения и полиэтничности помогают приблизиться к опыту реставрации образа жизни и рода занятий бродников .

«Бродники» — самоназвание или прозвище - вытекает из слова «брод». В русском языке «брод» может означать глагол «бродить», «бродяжничать», существительное «бродяга». Отсюда их аттестация М. Грушевским: « Бродники — від бродити, беукати, лазити М. Грушевский не разъясняет свою позицию.

Более точен В. Минорский. Он тоже связывает обозначение « бродники» со словом «брод», но видит в этом подтверждение того, что « бродники поджидали своих жертв у мест переправы через реки», хотя в целом согласен: «...если исходить из русского глагола «бродить», то выражение « бродники» могло бы означать «скитальцы» (с.151, пр.118).

Но слово «брод» особенно применительно ко времени бродников имеет и другое значение. Его установил еще в начале 19 в. И.И. Слезневский: «брод» имеет значение «бродить», то есть, переходить брод. В таком значении слово «броднаки» обретает реальность, подтверждаемую источниками. Бродники сами по себе или «приспособленные» к этому татарами, обитали на речных переправах, помогали или «помогали» переходить реки, а слово «грабить» купцов на переправах можно читать и как взимание дани. Как с русских князей на Калке.

Кроме того, как убедительно показал О. Прицак, Бродники (выделено им — ред.) — це не «волоцюги», а населення осель біля переходів рік, бродів». Броды же, подчеркивает О. Прицак, были местами остановок на торговых путях, центрами торговли.

Кроме того, источники указывают на бродников как на храбрых воинов, наемников, прообраз первых казаков. Примем к сведению и обозначение бродников как бронников. Это обозначение есть в некоторых списках летописи и его можно понимать как описку или как признание бродников — бронников (бранников?) как воинов.

Куда ушли бродники ?

К середине 13 в. сведения о бродниках исчезают. Это может означать только одно: бродники растворились в этнических средах родственных им по языку, религии, образу жизни и роду занятий.

По меньшей мере, так было в поднепровье, бродники становились в ряды первых отрядов казаков. Під 1469 р. Длугош — цитируем по Грушевскому (там же, т.7, с.78) — записує: «велике татарське військо, набране з утікачів, розбійників і вигнанців, які звуть вони своєю мовою козаками».

Вне сомнения среди них были и бродники .

Далее, перечисляя теории возникновения казачества, М. Грушевский, хотя и противореча себе, отдает предпочтение версии, которую называет «Теорія бродницька». Противоречие же состоит в том, что в одном месте он пишет: «Ми на кожнім кроці будемо стрічатися з попередниками української козачини XVI в. І сі степові бродники, українська людність Чорноморя, вибита з обставин культурного осілого життя кочовим потоком, загартована й воєвнича...» (там же, с. 74-75). Но здесь же он усматривает в «теории бродницкой» не указание на генетическую связь бродников с казаками, но только на аналогию организации казачества с бродниками или отрядами, о которых сообщает Длугош.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.