Миф О Богине-Матери

Первобытный феминизм

Палеолит был временем полного доминирования, по крайней мере в сакральной области, женского начала. Об этом говорит распределение женских и мужских абстрактных знаков (7) в палеолитических храмах/пещерах.

По подсчетам А. Леруа-Гурана, знаки женского типа (до 91%) концентрируются в центральных и альковных (прообраз апсиды), наиболее сакральных помещениях, в то время как знаки мужского типа располагаются (до 61%) на периферии, у входа, в переходах, в самом конце пещерных комплексов.

Можно констатировать, что на уровне палеолита появились представления о еще одной фундаментальной оппозиции в представлениях человека, оппозиции «мужское — женское». Мужские и женские знаки взаимно дополняют друг друга до целостности.

На знаковом уровне можно проследить этот процесс на примере дополнения периферии пещерных изображений женскими знаками (31% от общего количества), а центральных — мужскими (9%). Примером образного уровня является рельеф «Женщины с рогом» из Лосселя (8), где рог символизирует мужское начало. Встречаются и абстрактные комбинации половых органов мужчины и женщины в единой скульптурной композиции. По мнению А. Столяра, подобные сочетания являются первой попыткой абстрактного выражения понятия «человек», что позднее породило греческий миф об андрогинах.

В дальнейшем оппозиция «мужское — женское» воплотилась в мифе о творении, сутью которого было разделение супружеской пары богов (Геб — Нут, Гея — Уран и др.), а земледельческий сезонный миф плодородия закрепил формулу: бессмертная богиня и ее смертный (сезонный) партнер — супруг/сын (Инанна — Думузи, Афродита — Адонис, Исида — Осирис). Об архетипической сути образа богини-матери в наиболее обобщенном виде сказано у К.Г. Юнга.

Создание иконографии архетипического образа богини может стать темой множества индивидуальных проектов (см. «Искусство», № 22/2005).


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *