Богач

Богачъ *)

Въ Игуменскомъ уѣздѣ "Богачомъ" называлось Рождество Богородицы (8-го сентября (К: все даты по старому стилю)); послѣднее названiе почти не извѣстно народу **).

Въ жизни земледѣльца это самое счастливое время - время сравнительнаго довольства, когда и убѣдных есть хлѣбъ на столѣ, а у богатыхъ, "какъ князья скирды широко сидятъ, поднявъ головы". Отсюда понятно, почему народъ называетъ "богачомъ" праздникъ, совпадающiй со временемъ окончательной уборки хлѣба и хозяйственнаго обилiя. Но есть факты, заставляющiе думать, что "богачъ" - одно изъ земледѣльческихъ божествъ до-христiанскаго перiода, одно изъ видоизмѣненiй несторовскаго Даждь бога солнца, бога изобилiя, богатства, на что указываетъ и самое имя его. Представленiе объ этомъ богѣ стерлось въ памяти народа, но указанiя на то, что онъ, этотъ богъ, нѣкогда занималъ мѣсто въ вѣрованiяхъ бѣлорусса, сохранилось въ обрядахъ. Хотя "богачемъ" называютъ собственно Рождество Богородицы, но празднованiе "богача" справляютъ не только въ этотъ день, а и въ другiе праздники, блязкiе къ осеннему равноденствiю. Если, напримѣръ, въ деревнѣ есть церковь или часовенька въ память святаго, празднуемаго въ это время, то и празднованiе "богача" приноровливается къ этому дню.

Главную роль въ обрядѣ этого празднества играетъ "богачъ" или "богатце". Это "лубка" ржи со вставленной въ нее восковой свѣчой. "Богачъ" стоитъ въ теченiе цѣлаго года въ домѣ очереднаго хозяина, въ почетномъ углу, подъ иконами. Въ этотъ день свѣча зажигается. Приглашается священникъ для служенiя молебствiя, которое и служится прежде всего въ томъ домѣ, где стоитъ "богачъ". Потомъ хозяинъ, вслѣдъ за священникомъ несетъ "богача" въ слѣдующiй дворъ, гдѣ ихъ встрѣчаютъ хозяева. Для встрѣчи ставятъ на дворѣ столъ, покрытый бѣлой скатертью и установленный "лубками" ржи, пшеницы, ячменя или другаго хлѣба. "Богачъ" ставится на столъ къ хлѣбамъ, и служится краткое молебствiе. Священникъ и всѣ его сопровождающiе приглашаются въ хату для угощенiя, при чемъ "богачъ" ставится на покути. И такъ обходятъ по очереди всѣ дома. Зерновый хлѣбъ, которымъ встрѣчали "богача" идетъ въ пользу причта.

На другой конецъ села сгоняютъ весь скотъ, и когда обойдутъ всѣ дворы, то обносятъ "богача" во кругъ скота. Послѣ этого относятъ его въ домъ къ очередному хозяину, где онъ и остается цѣлый годъ. Онъ, по повѣрiю приноситъ, въ домъ богатство и счастье.

Въ нѣкоторыхъ мѣстностяхъ рожь и воскъ для "богача" собирается со всей деревни и подмѣняется только тогда, когда "богачъ", по очереди, обойдетъ всю деревню или же когда свѣча сгоритъ. А въ другихъ мѣстностяхъ рожь и свѣча подмѣняются ежегодно очереднымъ хозяиномъ, при чемъ рожь для этого вымолачиваютъ изъ перваго, "зажиночнаго" снопа ***).

Въ послѣднемъ случаѣ подмѣненная "богачовая" рожь смѣшивается съ обыкновенной и употребляется на сѣмена. Приготовленiе свѣчи сопровождается общей вечерей всѣхъ участниковъ и особыми пѣснями, напоминающими "дожинковыя".

Не есть ли это соединенiе зерноваго хлѣба, символа благосостоянiя, со свѣчею, символомъ свѣтоноснаго начала, не есть ли это прообразомъ солнца Даждь-бога, источника свѣта и в мѣстѣ съ тѣмъ покровителя земледѣлiя, слѣдовательно бога обилiя и благосостоянiя? Вѣдь трудно придумать болѣе подходящую символизацiю солнца, согласно первобытному представленiю о немъ, какъ о богѣ земледѣлiя. Кромѣ того, то обстоятельство, что празднованiе "богача" болѣе или менѣе совпадаетъ со временемъ осенняго равноденствiя, также отчасти указываетъ на принадлежность этого празднества къ солнечному культу, и если это вѣрно, то такимъ образомъ заполняется пробѣлъ въ циклѣ празднествъ въ честь солнца. Одно изъ этихъ празднествъ несомнѣнно должно было справляться осенью. Если коляды посвящались зимнему солнцу, масленица и великодни - весеннему, купала - лѣтнему, то было бы не понятно отсутствiе празднества въ честь осенняго солнца, тѣмъ болѣе непонятно и необъяснимо, что въ это именно время первобытный человѣкъ видѣлъ плоды его благодѣтельнаго влiянiя.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *