Бесы

Бес — злой дух, демон. В народной демонологии славян представления о Бесах развивались под влиянием церковно-книжной традиции и сближались с поверьями о черте.

В памятниках древнерусской литературы («Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, XI в.) и летописях к «бесам» оказались причислены высшие и низшие языческие божества, и слово «бес» могло иметь значение «языческий бог», «идол» (изображение божества). В житиях, повестях, заклинательных молитвах Бесы выступают как нечистые злые духи, соблазняющие человека и наносящие ему физический и моральный вред (вызывают болезни, кликушество, пьянство, вводят в — блудный грех). Бес обычно описывался как существо черного (синего) цвета, ср. рус. черный, синец 'бес, черт'; Бес мохнатый, крылатый, хвостатый, на руках и ногах — когти, распространяет вокруг себя дым и смрад. Может явиться в образе зверя, змея, черного пса, медведяволка, воина, монаха, инородца (эфиопа, поляка, литовца), скомороха, иногда — ангела, даже Иисуса Христа. Иконографические изображения Беса подчеркивают его зооморфный облик (крылья, хвостик, птичьи лапы) и особо — остроконечную голову и волосы «шишом» (ср. рус. диал. шиш, шишко 'черт'). В русских памятниках XVII в. встречаются изображения Бесов с гипертрофированными гениталиями.

Бесы
Бесы

В житийной литературе и заклинательных молитвах представлен перечень способов изгнания Беса, вселившегося в человека: святой сковывает (связывает) беса, бьет, изгоняет в пустыню (в морскую глубину, в преисподнюю), заключает в замкнутом пространстве (в пещере, в горах, в яме, в сосуде).

В народной демонологии сохранились представления о Бесе как о персонаже, отличном от черта, дьявола и беса книжной традиции. У восточных славян слово бесы служит для обозначения всех демонологических персонажей или для называния отдельных категорий духов: рус. бес полуденный — полудница, бес во дворе — домовой, бес-волосатик. — леший; укр. польови бic — полевик. У кашубов «бес» — антропоморфный злой дух высокого роста с огромными стопами. Польские пастухи называют Бесами злых духов в зверином облике. Существует также польское поверье о «белых бесах», обитающих в «верхнем» мире (в отличие от подземных духов — «страхов»). У болгар сохранились представления, по которым Бес — это злой дух, умерщвляющий собак, или дух болезни, передающейся человеку при укусе больной собаки (бешенство). У сербов существует поверье о Бесе как о демоне, вселяющемся в людей и животных и вызывающем бешенство (Косово). Бесами называются великаны в сербских и болгарских легендах.

Рязановский Ф. А. Демонология в древнерусской литературе. М., 1915;

Белова О. В. Бесы, демоны, люцыперы… // Живая старина. 1997. №4. С. 8-10.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.