Баган

Впервые о багане научное сообщество узнало из публикации под названием «Белорусские народные предания» за авторством П. Древлянского (Павла Михайловича Шпилевского). Вот что он писал:

Баган, какой-то добрый дух, — кажется, то же, что Волос, покровитель домашнего скота. По рассказам белорусцев, Баган, смотря по своему расположению или неприязни какому-либо семьянину, или умножает (родзиць, рождает), или похищает у него домашний скот: это они подтверждают фактами. Слова «умножает», «похищает» должно понимать так: Баган делает скот или плодным, или бесплодным; рождает детенышей скота или живыми, или мертвыми; оставляет родительницу после родов или здоровой, или больной и даже мертвой. Так толкуют сами Белорусцы.

Замечательно также, что Белорусцы отделяют в хлевах скотских особенное место с особенными маленькими яслями с сеном. Они делают это в следствие поверья, будто бы Баган поселяется, так сказать, в хлевах скотов (разумеется, любимого им семьянина) и охраняет скот от разных болезней и припадков. Конечно, сено в яслях, приготовленное для Багана, цело: Белорусцы им кормят родительницу первую неделю после родов, считая это сено как бы лекарством.


Древлянский П. Белорусские народные предания