Аист

Аист

Слова В.Семернина

Еще сады не распускались

В ответ на первое тепло,

А я гляжу: знакомый Аист

Мне с крыши вытянул крыло.

Ах, здравствуй, Аист!

Мы наконец тебя дождались.

Спасибо, аист! Спасибо, птица!

Так и должно было случиться.

 

Я помню, как мы расставались,

Как догонял тебя мороз.

Ты не забыл наказ мой Аист,

И сына – первенца принес.

Ах, добрый Аист!

Мы наконец тебя дождались.

Спасибо, аист! Спасибо, птица!

Так и должно было случиться.

 

Промчится лето золотое,

Мой сын научится шагать.

Настанет осень – выйдем трое

Тебя в дорогу провожать.

Ах, милый Аист!

Мы только на зиму расстались.

Спасибо, аист! Спасибо, птица!

Пусть наша встреча повторится.

 

Поверье, что Аист приносит детей, особенно распространено у западных славян. Аист вытаскивает их из болота, из моря, приносит в корзине, в лохани, в корыте, бросает в дом через дымоход. Или бросает в печную трубу лягушек, которые, проникая в дом через дымоход, приобретают человеческий облик. Детям говорили, что нужно поставить на окно тарелку с сыром, чтобы Аист принес ребенка. Дети просили Аиста принести им братика или сестричку, например: «Буську, буську, принеси менi Маруську!» В Белоруссии во время празднования родин в дом приходил ряженный аистом и поздравлял родителей с новорожденным. Согласно приметам, ребенка следует ожидать там, где кружит Аист, или тому, к кому на поле часто прилетает Аист. Если он встанет на трубу во время свадьбы, у молодых будет ребенок. Аист снится женщине к беременности или рождению сына. Представления об отношении Аиста к деторождению связаны с фаллической символикой его клюва, которая проявляется, в частности, в поведении ряженного аистом в рождественской обрядности, когда он клюет своим клювом девушек.

Гнездо для Аиста устраивают на доме или возле жилья, используя для этого старую борону или колесо, которые, как считают в некоторых местах, должен втащить холостяк с помощью девушки. Повсеместно гнездо Аиста на крыше дома — счастливая примета. Оно оберегает дом от молнии и пожара, от града, от злых чар и духов, способствует прибыли в хозяйстве и обогащению хозяина. Дом, который Аист избегает, считают проклятым. Отсутствие гнезда Аиста на доме или в селе сулит пожар, а уход Аиста с гнезда — запустение дома или смерть кого-либо из домашних. В предчувствии попадания молнии или пожара Аист покидает гнездо и переносит птенцов.

Нарушение запрета разорять гнездо Аиста, уничтожать птенцов и особенно убивать Аист считается тяжким грехом и сулит обидчику несчастье, смерть, смерть его матери или сына, телесные уродства, слепоту, глухота у детей, ущерб в хозяйстве, молоко с кровью у коров. Наиболее распространенное наказание — пожар: считается, что Аист мстит обидчику, высекая огонь клювом или принося в клюве головню или уголь, которыми поджигает крышу.

Мотив вытекания огня отражен и в закличках, обращенных к Аисту: «Дядько Михаль, выкраш агню, закурым люльку!», «Барыс, дай закурыть!» Существует легенда, что в Аиста Бог обратил курильщика. Многие наказания за вред, причиненный аисту, относятся к области метеорологии: считают, что будет засуха, наводнение, продолжительный ливень (говорят, что убитый Аист три дня после смерти «плачет»), что Аист навлечет страшную тучу, ударит молния или налетит ураган. Болгары считают, что Аист — предводитель градовой тучи. Поляки считают, что Аист разгоняет градовые тучи, когда кружит высоко в небе, а клекот его служит предвестьем ливня и бури. В польской легенде Аист дает человеку красный платок, усмиряющий бурю на море. В белорусском Полесье жницы просят Аиста: «Иванько, Иванько, зашли нам трохи витру, бо не здюжим жаты».


Славянская мифология: энциклопедический словарь