Цельс. Правдивое Слово

Часть 2. Введение

Часть 2. Введение

Христиане заключают между собой тайные союзы, противные законам. В самом деле, есть общества открытые, возникающие в согласии с законом, и есть скрытые (сообщества), действующие вне закона. Христианская община (agape) держится на общности опасности, и сила (налагаемых ею обязательств) выше долга присяги... [I,1].

Учение христиан варварского происхождения. (Правда), варвары способны создавать учения, (но) судить о созданных варварами (учениях), совершенствовать их и развивать в сторону добродетели лучше других способны (лишь) эллины [I,2]... (Если христиане тайно выполняют и распространяют свое учение, то) они недаром так поступают: они стараются отвратить от себя угрожающую им смертную казнь; (но эта) опасность (не грознее) тех опасностей, которым люди подвергались ради философии, как, например, Сократ 1[I,3]... (Что касается) этических положений, то они (у них) общие с другими философами и не представляют чего-либо достойного уважения и не являются новым учением [I,4]... Они потому не верят в богов, созданных руками людей, что нелепо допустить, чтобы творения самых презренных и злонравных ремесленников, изготовленные иной раз и людьми нечестивыми, были богами. (Но уже) Гераклит2 говорил: «Обращающиеся к безжизненным богам поступают так, как если б кто разговаривал со стенами». Такого же мнения были и персы, по сообщениям Геродота3[I,5]...

Сила христиан заключается, по-видимому, в знании имен4 неких демонов и (в применении) заклинаний. Чудеса, которые якобы проявил (Иисус), он сумел совершить при помощи колдовства. Предвидя, что и другие, приобретя те же знания, захотят совершать то же самое и хвалиться, что творят это силой божьей, Иисус всех таких изгнал из общины. (Но одно из двух): если он справедливо изгнал их, то поскольку он сам повинен в таких же делах, то (и сам) дурной человек; если же он совершал подобные деяния, не будучи дурным, то и поступающие подобно ему не (должны на этом основании считаться дурными) [I,6].

Я отнюдь не думаю утверждать, что человек, придерживающийся хорошего учения, должен, когда ему из-за этого грозит опасность со стороны людей, отказаться от своего учения или притвориться отказавшимся, или стать ренегатом; ведь у кого (родственная богу) душа здравая, она всегда стремится к родному (богу), и (такие люди) всегда жаждут услышать что-нибудь и вспомнить о нем [I,8]. Но воспринимать какое-нибудь учение (надо), следуя разуму и разумному руководителю; кто примыкает к каким-либо (учителям) не на таких основаниях, тот поддается обману. (Такие люди подобны) неразумным почитателям метрагиртов5 и гадателей, жрецов Митры и Сабазия6и кого попало, верящим в явления Гекаты7 и других женских и мужских демонов... (А именно) так обстоит дело и с христианами. Некоторые из них не хотят ни давать, ни получать объяснения насчет того, во что веруют. Они отделываются (фразами вроде): «не испытывай, а веруй», «вера твоя спасет тебя»8; они говорят: «мудрость в мире — зло, а глупость — благо»9 [I,9]... Если они пожелают ответить мне не как (человеку), осведомляющемуся, — ведь я все (про христиан) знаю, — а как (человеку) , всем одинаково интересующемуся, то хорошо; если же они не пожелают, но скажут, как обычно, «не испытывай» и т. п., то необходимо, чтобы они (по крайней мере) разъяснили, каково то, что они утверждают, и из какого источника оно проистекло [I,12].

У многих народов наблюдаются родственные учения. Существует исконное древнее учение, которым занимались мудрейшие народы и государства и мудрые люди — египтяне, ассирийцы, индусы, персы, одризы, самофракийцы10[I,14]; элевсинцы и гиперборейцы, мудрейшие древние народы — гомеровские галактофаги, кельтские друиды и геты, рассуждали (о тех же вещах, что и библия). Лин Музей, Орфей, Ферекид, перс Зороастр, Пифагор11 рассуждали об этом, изложили свои положения в книгах и сохранили их до нашего времени [I,16]. (В этих произведениях в иносказательной форме изложена) тайная мудрость... [I,18]. (Моисей в своей космогонии считает, что мир не насчитывает и 10 000 лет; между тем) мир не сотворен. От века произошло много мировых пожаров и потопов, причем потоп при Девкалионе12 — позднее, недавнее явление, так же как и мировой пожар при Фаэтоне13[I,19]. Эллины считают их древними потому, что более древних пожаров и потопов не видели и не помнят [I,20]. Восприняв это учение от мудрых народов и разумных людей, Моисей прослыл боговдохновенным [I,21]... Обрезание заимствовано у египтян [I,22]... Последовавшие за Моисеем как вождем пастухи коз и овец, увлеченные грубым обманом, признали, что есть единый бог [I,23], называя этот мировой порядок именем Всевышний, Адонай, небо, Саваоф или как кому больше нравится. (В сущности) совершенно безразлично, именовать ли стоящего над всем бога обычным у эллинов именем Зевса, или таким-то у индусов, или таким-то у египтян [I,24]... (Иудеи) почитают ангелов и привержены колдовству, в котором Моисей явился для них учителем. Я (дальше) покажу, как евреи в силу своего невежества поддались обману и впали в заблуждение... Об иудеях я поговорю потом, (сначала же — об Иисусе), ставшем основоположником (христианства). Совсем недавно проповедовал он это учение, и христиане: признали его сыном божьим... они были обмануты и восприняли учение, портящее жизнь человека [I,26]. Оно было усвоено только простолюдинами, (хотя) среди христиан были кое-какие и приличные, дельные, понятливые люди, успешно применявшие аллегорические толкования.

  1. Сократ (ок. 469–399 гг. до и. э.) — крупный греческий философ-идеалист, проповедовал нравственное совершенствование личности путем самопознания. Как сторонник олигархического переворота, был привлечен к суду и приговорен к смерти. В античной литературе Сократ обычно изображается как мученик идеи.[]
  2. Гераклит (см. прим. на с. 250), несмотря на материалистические тенденции, которыми проникнута его философия, не сумел отказаться от идеи бога, включающего, по его учению, все бытие. Но он решительно отвергал антропоморфных богов, их храмы и изображения. Из его труда «Peri physeos» сохранились отрывки, изданные Дильсом (в «Fragmente der Vorsokratiker» и отдельным изданием). На рус. яз. см.: Маковельский А. Досократики. Б. м., 1914.[]
  3. Геродот. История. I, 13. Геродот — древнегреческий историк, «отец истории» (ум. ок. 425 до н. э.), автор сохранившейся «Истории» в 9 книгах. Геродот много путешествовал, изучил много источников, но отнесся к ним некритически, и его труд содержит много неправдоподобных сообщений и даже явно сказочные мотивы.[]
  4. Имя часто в представлении верующих само по себе обладает магической силой; поэтому имя божества хранится втайне; в частности, неизреченным до сих пор верующие евреи считают имя Яхве. В магических заклинаниях какого-либо божества обычно применялась в числе прочих и формула: «Я знаю твое (тайное) имя». (Цельс, говоря о демонах и заклинаниях, прежде всего имеет в виду христиан-гностиков.— Прим. ред.).[]
  5. Метрагирты — нищенствующие жрецы фригийской Великой богини-матери Кибелы. Они бродили с переносным ковчегом по деревням и городам, занимались гаданием и знахарством и выпрашивали милостыню.[]
  6. Митра — в религии древних персов бог солнца, посредник между верховным богом и землей, предводитель небесного воинства. Впоследствии, в эпоху эллинизма. Митра воспринял черты бога-спасителя; культ его получил во II в. н. э. большое распространение в Римской империи, особенно в армии. Сабазий, или Сабадий, — фригийское божество; его оргиастический культ на эллинской почве отчасти смешался с культом Диониса.[]
  7. Геката — древнегреческая богиня, имевшая разнообразные функции и связанная с адскими силами; ее сопровождают страшные призраки, души мертвых, не получивших погребения, и т. п. Геката играла большую роль в колдовстве.[]
  8. Ср. Мф., 9:22.[]
  9. Ср. 1 Кор., 3:19.[]
  10. Одризы — фракийское племя; их главный город — Орестия (ныне Адрианополь). Самофракия — небольшой остров возле Фракии, центр мистериального культа кабиров. По всей вероятности, из Фракии получил распространение и культ Диониса.[]
  11. Элевсин — небольшой город в Греции, на берегу моря, недалеко от Афин; знаменит как центр мистерий богини Деметры, игравший большую роль в политической жизни афинского государства. Гиперборейцы — сказочный северный народ, «святой и блаженный». Галактофаги («молокоеды») — сказочный народ, упоминаемый в «Илиаде» (XIII, 6), впоследствии их смешали со скифами. Друиды — жрецы древних кельтов. Геты — фракийское племя. Лин — один из героев греческой мифологии, сын Аполлона (по другой версии — Урании), погибший насильственной смертью. Он считался сочинителем жалобных, похоронных песен и музыкантом, обучавшим Геракла музыке. Музей — мифический божественный певец, которому греческая легенда приписывает религиозные песнопения. Орфей — также мифический поэт, чаровавший своей игрой и пением. Мифы об Орфее в течение долгого времени пользовались весьма широким распространением в различных областях Греции, Южной Италии, Македонии, Малой Азии и др. Сохранились довольно многочисленные орфические гимны, богословские, эсхатологические и другие произведения, а также надписи, свидетельствующие о широком распространении орфических общин. Ферекид — греческий писатель VI в. до н.э., полубогослов-полуфилософ, автор книги о природе богов, от которой дошли некоторые отрывки. Зороастр (Заратуштра) — легендарный основоположник древнеперсндской религии. Пифагор — математик, астроном, философ VI в. до н. э.; его жизнь и учение окутаны сетью легенд. Пифагора считали основоположником замкнутых мистических общин (преимущественно в Южной Италии); в центре религиозно-философского учения пифагорейцев — мистика чисел, представление о теле как темнице души; отсюда аскетизм и ряд пищевых запретов.[]
  12. В греческом мифе о всемирном потопе главный герой, праведник Девкалион, и его подруга Пирра — единственные люди, спасшиеся от потопа.[]
  13. Фаэтон — в греческой мифологии сын бога солнца Гелиоса; полу­чив однажды от отца разрешение проехать вместо него по небу на солнечной колеснице, он по неосторожности вызвал мировой пожар.[]

Цельс. Правдивое Слово