Открытое письмо в Священный Синод Русской Православной Церкви 18 октября 2004 года

Открытое письмо в Священный Синод Русской Православной Церкви 18 октября 2004 года

Открытое письмо в священный синод Русcкой Православной Церкви от представителей языческих объединений РОССИИ

Как представители языческого движения, - на основании Конституции, Закона о свободе совести и религиозных объединениях и Федерального закона о противодействии экстремистской деятельности, - мы предлагаем руководству РПЦ в 5-ти дневный срок дать публичные объяснения по поводу дискриминационных и клеветнических заявлений, касающихся язычества и задевающих честь и достоинства язычников. Такие заявления были озвучены в ряде средств массовой информации, освещавших деятельность Архиерейского Собора, прошедшего в начале октября этого года. А также в отношении лежащих в основе этих заявлений ненавистнических призывов Ветхого завета к борьбе с язычниками, поскольку подобные призывы, да еще и почитаемые за священные слова, уже много раз порождали религиозные войны и террор против язычников и любых инакомыслящих.

Вот цитаты из прессы за 3 – 5 октября 2004 г.

"Русский курьер". Валерий Цыганков. Церковь настаивает на "браке" с государством

05.10.2004

Неоязычество и терроризм - одни из главных губительных явлений современности. Знак равенства между этими двумя понятиями поставил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на открытии Архиерейского собора Русской православной церкви.

"Коммерсантъ". Павел Коробов, Сергей Петухов. Руководство РПЦ выберет новую церковную стратегию

05.10.2004

В Москве открылся архиерейский собор ...

Открывая собор, патриарх Алексий II не мог обойти вниманием проблему терроризма в мире, которую он поставил в один ряд с "всеобщим падением нравственности, распространением неоязычества и другими губительными явлениями современности".

Справочно-информационный портал "Религия и СМИ" www.religare.ru

Алексий Второй сравнил терроризм с новым язычеством

03 октября 2004 года

http://www.religare.ru/print10557.htm

Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй сравнивает терроризм с новым язычеством.

"Век нынешний, XXI, заставляет нас выносить на повестку дня такие вопросы, как необратимое искажение духовного сознания, ведущее к всеобщему падению нравственности, распространение неоязычества терроризма", - сказал Патриарх на открытии в храме Христа Спасителя заседания Архиерейского Собора Русской православной церкви (РПЦ).

Новости НТВ

http://www.ntv.ru/news/index.jsp?nid=52706

Общество | 03.10.2004 | 19:47

Алексий II обозначил главные цели православия

Угрозы нового века и непривычные мировые процессы – одна из главных тем Архиерейского Собора, который в воскресенье открылся в Москве.

...

Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси: "Век нынешний 21-й заставляет нас выносить на повестку дня обсуждение таких явлений, как необратимое искажение духовного сознания во всем мире, влекущее за собой всеобщее падение нравственности, распространение неоязычества, терроризма и других губительных явлений современности".

Подобное опорочивание, очернение язычества мы считает недопустимым, грубо нарушающим Конституцию РФ и другие нормы законодательства, в том числе Закон о свободе совести и о религиозных объединениях, и Закон о противодействии экстремистской деятельности. Публичное опровержение вашего заявления было нами сделано 9 октября 2004г. см. публикацию на Интернет-потале http://www.strana.ru/stories/03/08/11/3373/229372.html

Полный текст заявления http://slavya.ru/delo/krug/04/sobor.htm, а также в приложении.

Само слово "неоязычество" содержит в себе двусмысленность. Язычники, направляющие это письмо, не считают это слово подходящим для своего собственного обозначения, однако, вопреки этому, ряд именно близких к РПЦ религиоведов неоднократно употребляют этот термин, применительно к нашим объединениям (иногда прямо их так называя). Несмотря на то, что мы восстанавливаем и продолжаем древнерусскую не христианскую традицию, так, как она сохранились в исторических источниках, сельских языческих общинах, и в широком народном двоеверном обычае. Мы также находимся в постоянном контакте с представителями народной веры марийского, чувашского, бурятского и других народов, и знаем, что объединения, создаваемые для представления этой веры на современном уровне, упомянутые религиоведы также часто относят к неоязычеству. Мы, несомненно, признаем права и тех движений, групп и индивидуальных верований, которые создают новые духовные направления, на основе общих языческих принципов, и доброжелательно общаемся с представителями любых направлений, делимся с ними знаниями и представлениями о подлинной традиции предков.

Наконец, наши объединения, поддерживая национальное самосознание русского народа, с уважением относятся ко всем народам России и их обычаям, и с терпимостью – к другим верованиям.

Среди язычников есть разные люди, и разные группы, в том числе политически радикальные по взглядам, как и среди христиан, мусульман, атеистов и т.д. Но было бы затруднительно привести хотя бы один пример, когда языческое объединение по идеологическим мотивам совершило террористический акт, экстремистскую акцию, или еще что-то подобное. Известны отдельные правонарушения, связанные с действиями исключительных лиц, но ничего похожего на террористическую деятельность язычники и языческие объединения не ведут вообще. Следовательно, их упоминание в ряду с террористами, известными обществу по трагическим, катастрофическим событиям последних лет, месяцев, недель является крайним оскорблением, содержит необоснованную компрометацию в глазах общественного мнения. Учитывая политическое влияние РПЦ, и статус мероприятия, названного Президентом РФ самым важным текущим событием в общественной жизни России, такие заявления могут быть восприняты как сигнал к преследованию язычников и их объединений, вопреки конституционным принципам, а также морали и справедливости. Мы находим их провокационными, и подлежащими ответственности на основании Федерального Закона о противодействии экстремистской деятельности и Конституции РФ.

В чем же причина упоминания неоязычества в связи с терроризмом и другими деструктивными явлениями? Мы предполагаем, что это – содержащееся в учении церкви понятие о язычестве, как изначально порочном и преступном явлении. Такое понимание имеет исторические корни. Представители разных церквей, считающих себя законными наследниками Авраама и Израиля, употребляют в результате наименование "язычества" в качестве оскорбительного выражения, в том числе по отношению друг к другу. Это же понятие они по своему усмотрению используют в отношении к материалистам, атеистам и другим инакомыслящим, а не только к представителям этнических и природных верований народов мира. Нравственные нормы подсказывает каждому его совесть и вера, однако мы решительно возражаем против публичного употребления самого слова "язычество" как ругательства, потому что для нас оно является важным родовым обозначением для верований народов мира, связанных с признанием священности Природы, Предков, и иерархии Богов и Духов, включающей в себя в качестве объекта поклонения и Прародителя всего сущего. Не признавая библейского предания о богоизбранности еврейского народа, и ряда других христианских мистических понятий, мы, однако, вовсе не поклоняемся злу: обману, насилию, предательству, несправедливости. Проповедуя и защищая нравственные ценности, свободный и творческий разум, мы имеем право на то, чтобы общее обозначение для всего множества народных верований не связывалось с преступлением и пороком.

Мы приняли документ "О мировоззренческо-религиозных основаниях отношения язычников к людям других верований и мировоззрений", в котором более подробно рассмотрены принципы выстраивания наших отношений с другими направлениями духовной жизни в стране. Предлагаем с ним ознакомиться (см. Приложение), прежде чем публично объявлять язычников экстремистами, террористами, врагами вашими и врагами России. В вероучениях, в мифах и сказаниях, в священных текстах, в богослужебной литературе языческих народов не содержится призывов к убийству инаковерцев, к экстремистским и террористическим действиям в отношении других народов, которые следовали бы как нравственно-религиозная обязанность для наших верующих. В наших священных текстах и гимнах могут быть описания войн, несправедливости, разбоя, однако они носят конкретно-исторический характер и не могут быть распространены как нравственная обязанность вести себя таким же образом в наше время. Мы считаем важным в нашей религиозной практике разъяснять верующим соответствующие моменты и готовы сопровождать древние священные тексты соответствующими комментариями, если в них содержатся указанные темы.

Мы убеждены, что любая современная церковь обязана предпринимать такие же усилия, чтобы свидетельства национальной и религиозной ненависти, нетерпимости, преследования, исключительности одних и дискриминации других, заложенные в древних наставлениях, были должным образом объяснены верующим в той части, которая несовместима с современными нормами нравственности и общественной безопасности, с конституционными и международными правами личности. К таким свидетельствам мы относим, например, такие Положения Ветхого Завета: Исход 22.18, 22.20, 34.12-13; Левит 20.27; Второзаконие 7.5, 12.2-3, 13.1-18, 18.10-11 и многие другие, совместно с Положением Нового Завета Матфей 5.17-20, о необходимости исполнять все прежние законы.

Подробные цитаты - в Приложении.

Опубликованные заявления, сделанные на Архиерейском соборе, действуют в направлении усугубления негативного отношения к язычеству, создают почву для обострения конфликтов и противостояния в обществе. Они свидетельствуют о том, что нетерпимость, заложенная в христианском Писании, продолжает жить и руководить вашими действиями. Мы считаем, что эти заявления:

 

  • Нарушают Конституцию РФ: Ст. 28: Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Ст.19 п.2: Государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от … отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединений, а также других обстоятельств.
  • Нарушают закон о свободе совести и религиозных организациях. Ст.2, п.3: Ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией Российской Федерации или вытекающих из международных договоров Российской ФедерацииСт.2 п.3: Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.
  • Нарушают закон о противодействии экстремистской деятельности: Ст.1 экстремистская деятельность (экстремизм):1) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на: …пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; В сочетании с положениями Библии употребление слова "язычество" как синонима падения нравственности и общественной опасности звучит, как признание актуальными и применимыми в современных условиях любых из этих положений, которые по отношению к действующему законодательству могут быть признаны приемлемыми, только как историческое свидетельство о законах древних государств, но не к руководству в жизни современных верующих. Без соответствующих разъяснений эти тексты приходят в противоречие с такими определениями экстремистской деятельности, как (по той же статье, цитируемой выше):действий, направленных на: … возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;…осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;

 

Это означает, что отношение христиан к язычникам в наши дни не может строиться на том, которое предписывается в библейских текстах. Церковь, распространяющая массовым тиражом древние ненавистнические писания в качестве священной книги, обязана, на наш взгляд, публиковать также разъяснения и комментарии, которые бы предотвращали возможные экстремистские действия в дальнейшем. Это не вымышленная абстрактная угроза. Ведь и исламские экстремисты-террористы опираются в своих античеловеческих действиях на эти же источники, и называют свои жертвы "язычниками". Мы можем привести примеры насилия и угроз его применения в отношении язычников по религиозным мотивам, разрушения и осквернения языческих священных мест, с использованием христианских символов и лозунгов, в наши дни. Церковь знает об этом, но вместо разъяснения о недопустимости экстремистских действий поощряет и сама делает заявления о недопустимости распространения язычества, устройства языческих капищ, отказывается от межконфессионального диалога с представителями коренных верований народов России и подталкивает государственные органы к их дискриминации.

Согласно Федеральному закону о противодействии экстремистской деятельности, Статья 15 "Ответственность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности":

"В случае, если руководитель или член руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации делает публичное заявление, призывающее к осуществлению экстремистской деятельности, без указания на то, что это его личное мнение, а равно в случае вступления в законную силу в отношении такого лица приговора суда за преступление экстремистской направленности соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация обязаны в течение пяти дней со дня, когда указанное заявление было сделано, публично заявить о своем несогласии с высказываниями или действиями такого лица. Если соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация такого публичного заявления не сделает, это может рассматриваться как факт, свидетельствующий о наличии в их деятельности признаков экстремизма."

Мы рассматриваем процитированные выше публикации в прессе как заявление руководителя РПЦ, по существу направленное на поддержку и вдохновение экстремистской деятельности, дискриминации и религиозной вражды в отношении язычников, в смысле указанной ст.1 Федерального Закона о противодействии экстремистской деятельности. Формулировки, отраженные в прессе, не вполне совпадают с официальными церковными публикациями, но церковь не опубликовала также и их опровержения, каких-либо претензий к прессе по передаче текстов и содержания выступлений. Согласно ст.15 руководящие органы или руководитель церкви должны были заявить по этому поводу, что это личное мнение патриарха или допущенная ошибка.

В связи с этим мы предлагаем вам, в 5-дневный срок после получения этого письма, публично (с размещением как минимум во всех СМИ, опубликовавших оскорбительные для язычества высказывания):

 

  • Признать недопустимость использования наименования слова "язычество" и производных от него в дискриминационном и осуждающем смысле.
  • Разъяснить верующим христианам и всему обществу, каким образом следование священным христианским книгам совмещается с уважением к современным законам и правам личности, прежде всего в отношении тех положений Ветхого завета (Библии), которые здесь названы и подробно цитируются в приложении.

 

В случае, если вы не предпримете этих действий и не сообщите о них публично, мы считаем необходимым, для защиты собственной чести, достоинства, деловой репутации, гражданских прав, физической и гражданской безопасности, для противодействия религиозному экстремизму и разжиганию национальной и религиозной розни в стране, обратиться в Прокуратуру РФ, в связи с вашим заявлением.

Как альтернативу вражде мы предлагаем предпринять усилия, чтобы не допустить разжигания религиозной розни между верующими коренных религий народов России и христианами. Необходимо прокомментировать соответствующие места Ветхого завета, сделав пояснения в новых изданиях Библии и других изданиях, содержащих сходные сюжеты, что руководство РПЦ осуждает использование описанных там античеловечных действий в отношении язычников.

Необходимо также в дальнейшем признание факта организации со стороны РПЦ в течение прошедшего тысячелетия дискриминаций, гонений, травли язычников, представителей коренных верований народов России. Мы не хотим допустить повторения этого, добиваемся признания коренных этноприродных, языческих верований русского и других народов России в качестве традиционных наравне с православием, исламом, иудаизмом, буддизмом.

Мы, язычники, готовы к переговорам с другими конфессиями, являемся последовательными сторонниками свободы верований и мировоззрений, конституционного принципа отделения церкви от государства, мирного сотрудничества разных народов и конфессий ради блага России. Мы заявляем, что русские люди других верований и мировоззрений, как и представители других народов России, являются для нас братьями, как бы враждебно не относились к язычеству руководители их конфессий, основатели разных мировоззренческих учений. Родство, общая историческая судьба и культурное пространство, совместно пролитая кровь наших дедов и прадедов во имя Отечества, забота о новом поколении и стране, о сбережении Родной Земли были и остаются для нас основанием для братства и сотрудничества со всеми инаковерующими или неверующими.

Письмо подписано представителями московских религиозных групп "Содружество Природной Веры Славия" (волхв Любомир) и "Коляда Вятичей" (волхв Велимир), а также международного общественного движения "Круг Языческой Традиции" (волхв Иггельд).

Список приложений:

1. ЗАЯВЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ "КРУГ ЯЗЫЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ" от 9 октября 2004 года 

2. Библейские тексты, призывающие к действиям, которые по современным понятиям могут быть однозначно оценены как экстремистские. http://slavya.ru/docs/bibl.doc

3. Положение "О мировоззренческо-религиозных основаниях отношения язычников к людям других верований и мировоззрений". 

4. БИТЦЕВСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ

Все приложения одним файлом в формате MSWord (36K) http://slavya.ru/docs/sinod_pril.zip


Открытое письмо в Священный Синод Русской Православной Церкви 18 октября 2004 года